ОТСУТСТВИЕ РЕЧИ У РЕБЕНКА

СОВЕТЫ ВРАЧЕЙ, ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ, ЛОГОПЕДОВ
    Развитие по месяцам:  |   1   |   2   |   3   |   4   |   5   |   6   |   7   |   8   |   9   |   10   |   11   |   12   |     Ребенок:   1 год   |   2 года   |   3 года   |   > 4 лет  

Сенсорная алалия Моторная алалия Сенсомоторная алалия

Моторная алалия: причины и симптомы появления
Моторная алалия – одна из разновидностей алалии, которая имеет обширную симптоматику и встречается достаточно часто. Характерным проявлением становится неспособность ребенка говорить – частично или полностью. Причиной такой болезни становится травмы и серьезные инфекционные заболевания, которые перенесла мать ребенка во время беременности или сам малыш в первые три года жизни.

Чаще всего малыш имеет нормальный слух и развитый на свой возраст интеллект, однако отсутствие способности говорить все же мешает ему полноценно развиваться. Малыш имеет минимальный словарный запас и как-бы живет в своем мире, где говорит на собственном языке, не понятном для окружающих.

Почему появляется моторная алалия?

Причины моторной алалии достаточно разнообразны. Среди наиболее основных выделяют следующие:

1. Интоксикация плода.
2. Внутриутробные менингиты и энцефалиты.
3. Асфиксии.
4. Родовые травмы различного характера.
5. Болезни раннего детства, которые имеют отягощающие последствия для головного мозга.
6. Врожденные отягощения различного типа.
7. Неблагоприятные условия развития.
8. Отсутствие нормального педагогического воспитания.

Следует понимать, что моторная алалия носит не временный характер. Она представляет собой нарушенный процесс формирования речи, который происходит на фоне патологического развития центральной нервной системы. При этом отдельные проявления алалии похожи на нормальное развитие ребенка, поэтому нередко заболевание диагностируется на поздних стадиях и возможность его полного излечения отсутствует.

Симптоматика заболевания

Моторная форма алалии часто именуется сложным синдромом, который имеет проявления, как речевого, так и неречевого типа. Все это делает симптоматику весьма неоднозначной, позволяя выделить языковые нарушения. Речевая симптоматика обычно представлена наличием языковых возможностей, но неумением их использовать. При этом все нарушения больше фонематические, то есть дети не умеют подбирать звук, который необходимо сказать в конкретной ситуации. В особенности часто в речи встречаются элизии, персеверации, парафазии.

Можно наблюдать нарушения смысла и содержания речи. В пассивном словаре у детей может иметься значительный запас слов, но они не используются. Чаще всего преобладает предметный словарь – существительные в именительной форме, так как понимание глаголов отсутствуют. нередко дети заменяют одни слова другими, которые близки по составу. К примеру, вместо слова стул они могут говорить стол. Может встречаться и контаминация, когда части двух разных слов объединяются в одно.

Неречевая симптоматика также ярко выражена. К ней относят следующее:

1. Оральная апраксия.
2. Проблемы с мелкой моторикой.
3. Минимальная мозговая дисфункция.
4. Вегетативно-сосудистые изменения, которые ярко проявляются.
5. Неловкость в общем.
6. Проблемы с равновесием и координацией.

Отдельно можно выделить симптоматику психопатологического типа. К ней относят проблемы с программированием собственных действий, неловкость самопроизвольных действий, речевой негативизм, отставание психического развития, проблемы с формированием психических функций, заторможенность, низкая адаптация к окружающим условиях, агрессивность, замкнутость и обидчивость.

При наличии всех этих симптомов требуется диагностика и консультации специалистов. Они смогут поставить диагноз и разработать индивидуальную программу лечения. Она будет включать в себя медикаментозное лечение, работу с логопедом, психологом и коррекцию различными методиками, включая общение с животными, водолечение и многое другое.